К содержанию Виктор Феллер
Предположение о структуре истории
Средние циклы
"Средний цикл" также,
как и "большой", состоит из четырех "сезонов".
"Среднее лето" можно
иначе назвать "гармоничным периодом" развития
национального духа, но в каждом из "больших
сезонов" эта гармония имеет разное значение. В
период "большого лета" происходит наиболее
интенсивный рост материального и
"материального" богатства, одновременно
духовное развитие замедляется и какое-то время
эти процессы идут с равной скоростью - отсюда
"гармония". В период "большой осени" это
"бабье лето" духовных открытий и "болдинская
осень" искусств. В период "большой зимы" это
интенсивное подражательство внешним
проявлениям других культур и активное
приспособление к соседним культурам. В период
"большой весны" это наиболее интенсивное
распространение новых ценностей в народе, это
чудо возрождения народной нравственности.
"Среднюю осень" можно
назвать "реформистским периодом". В период
"большого лета" происходит наиболее
интенсивное создание новых экономических,
социальных, политических институтов. В период
"большой осени" происходит глубокое
реформирование институтов общества. В период
"большой зимы" это бардак почти во всех сферах
жизни. В период "большой весны" происходит
восстановление внутреннего единства народа на
новых духовных основах.
"Среднюю зиму" можно
назвать "кризисным периодом". В период
"большого лета" характерно такое явление, как
"власть дурит", или, по другому, богатые и
знатные "с жиру бесятся". Политические
неурядицы, однако, не останавливают развития, но
слегка его притормаживают. Массовая активность
людей еще довольно легко перекидывается в те
сферы общественной жизни, где общественные и
личные интересы совпадают. В период "большой
осени" решительно проводятся, как правило,
ложные реформы, которые приводят к тяжелым
последствиям. В период "большой зимы" страна и
общество проходят пик дезинтеграции, но духовная
элита уже нащупывает путь к спасению. В период
"большой весны" развитие приобретает настолько
бурный характер, что чаще всего это приводит к
хаосу, временной дестабилизации в общественной
жизни. Новый национальный дух впервые порождает
массовый и жестокий фанатизм.
"Среднюю весну" можно
назвать "периодом озарения". В период
"большого лета" это наиболее красивый и богатый
период. В период "большой осени" происходит
"возвращение к истокам". В период "большой
зимы" происходит духовное озарение,
формирование национального духа. В период
"большой весны" - развитие всех форм
общественной жизни, динамичное формирование
новых институтов. Турбулентное течение снова
становится ламинарным.
Подводя итог,
сформулируем сущность "среднего цикла": от
гармонии к реформированию (динамизации), затем к
кризису и, далее, к озарению (восстановлению
гармонии). В отличие от большого цикла,
определяемого как "цикл жизни" национального
духа (конкретной его формы), средний цикл
является циклом активности национального духа, а
можно сказать и так: цикл настроения
национального духа
|