ss.xsp.ru
 Добавить в избранное
ss.xsp.ru
Структурный гороскоп
Циклы Кондратьева
Общемировые события
Ссылки

К содержанию
Виктор Феллер

Предположение о структуре истории

Большие циклы

   "Большой цикл" - это цикл развития национального духа и одновременно цикл роста и угасания "материального" могущества нации.

   "Большое лето" можно назвать институциональным или антиинституциональным периодом" (диалектика!). "Большое лето" - это период, в начале которого страна в результате предыдущего развития "материально" относительно слаба, но духовно сильна и едина. Новые ценности стали общепринятыми. Это повысило оптимизм и активность (духовную силу) большинства людей и общин в этой стране, одновременно повысило уровень их солидарности, умение действовать сообща во благо всей страны. "Материальная" мощь, впрочем, уже достаточна, чтобы предпринять экспансию вовне, будь то агрессия или распространение политического влияния. Энергия людей бьет через край, а влияние страны быстро растет. "Летом" в стране проводятся серьезные и, самое главное, успешные реформы: политические, экономические, военные, социальные.

   "Большую осень" можно назвать "материальным периодом". "Большая осень" начинается на пике духовной мощи, но официальная идеология уже закоснела, как и многие народные привычки. Это уже начинает сказываться на темпах развития. Появляется определенный зазор между национальным духом и бытием, который в дальнейшем усиливается. Национальный менталитет (т.е. то, что нация думает о себе самой) и объективные его характеристики также начинают расходиться (появляется, заметное глазу иностранца, самодовольство, некритичность по отношению к себе и своим и т.д.). В обществе появляется экспансионистское (агрессивное вовне) настроение, т.к. появляется искушение использовать свою мощь как силу для остановки начинающегося процесса собственной дезинтеграции и упадка духа. "Летняя" и "весенняя" агрессивность - веселая и лихая (в тяжелых случаях - "шизофреничная"), "осенняя" - злобная и тяжелая, параноидальная.

   "Осенью" все эти проблемы усиливаются, начинается дезинтеграция "материальной" основы, но в период "бабьего лета", т.е. в начале "осени", происходит чудо расцвета искусств, рождаются великая литература, живопись и т.д. Причем, для периода характерны не отдельные яркие вспышки гениев-одиночек, а целая череда гениев, поддержанных сотнями и тысячами талантливых мастеров. Возможно, этот расцвет имеет не только подытоживающий (почти 400 лет развития) характер, но и, частично, компенсаторный. Художники и музыканты ищут новые возможности для развития нации, "латают дыры" в национальном духе, но им это удается только частично, т.к. открытия искусства несравнимы по своему значению с открытиями религиозными. Но если страна в это время одержима экспансионистскими настроениями, то творческая энергия гениев уходит не в искусство, а в науку, организацию, карьеру. Гении, не принявшие правил игры "помешанного" на экспансии общества, гибнут сами или их убивают.

   "Большую зиму" можно назвать "духовным периодом" или, с тем же успехом, "циничным", т.к. одновременно с распадом старого духа происходит нарождение нового. "Большая зима" приносит морозы и, хотя уровень национального богатства высок, но структура его перекошена, там много "хлама", начинается абсолютное сокращение "материальной" культуры, ее примитивизация, снижение качества, ответственности. Все это сопровождается явными признаками утраты солидарности людей и общин. Идет активная дезинтеграция общества по всем параметрам, может быть, кроме духовного, да и то рост духовности в некоторой части общества характерен для второй половины "зимы". Здесь постепенно пелена спадает с глаз: рушатся авторитеты, в обществе распространяется цинизм, но одновременно открывается простор для новых идей и духовных исканий. В конце периода обретается новая национальная идея, причем, не только идея, а вся система ценностей. Формируется элита, разделяющая эту систему ценностей. На пике этого периода ("средней зимой большой зимы") общины более низкого порядка как бы освобождаются от контроля национальной сверхобщины, наиболее крупные из них могут сами стать Я-нации.

   Страна в этот период наиболее уязвима для внешних агрессий и внутренних распрей, тем более что материальное, вещественное богатство еще значительно - "есть что делить". Тем и занимаются - делят, отбирая у более слабого. "Зима" может быть мягкой, если соседи спокойные или цивилизованный сосед установил свое политическое господство в стране, тем самым искусственно интегрируя ее, препятствуя деструктивным проявлениям в самом обществе. "Очень суровая зима" грозит исчезновением народа, а в лучшем случае обретенный новый национальный дух, обретенные ценности будут содержать в себе "мину замедленного действия", "комплекс неполноценности", которые в будущем создадут проблемы для страны и ее соседей.

   "Большую весну" можно назвать "народным периодом", и, с тем же успехом, "антинародным" - уж очень много народных страданий в нем. "Большая весна" начинается в период наибольшей разрухи духовной культуры народа (но не новой элиты). Страна внутренне дезинтегрирована, бедна, но над ней уже простирается какой-то радостный духовный свет. Этот дух вполне уместно сравнить с настроением и запахами ранней весны. Народ снова полон надежд и неясных, но радостных предчувствий. Начинается духовное возрождение нации. Все больше людей принимают новые ценности, происходит религиозная реформа, глубокая социальная реформа.

   В конце "весны" страна может быть еще более ослабленной материально, чем в начале. Имеются хорошие перспективы для дальнейшего роста, люди полны оптимизма и силы. Даже войны и смуты не подрывают этой динамики роста, уничтожая материальные ценности, неся гибель людям, они не уничтожают, а укрепляют "материальные" системы, в том числе институты социальные и экономические. Они укрепляют духовные силы людей, неся с собой, как ни странно это звучит, какое-то праздничное, карнавальное начало (вспомните фразу: "революции - это праздники истории"), тем самым, даже в море крови укрепляя дух и оптимизм. Народ ищет ответа на вопросы и находит их, сами несчастья не парализуют, а воспринимаются как уроки на будущее.

   Если снова попытаться ответить на вопрос, что такое "большой цикл", то ответ может быть и таким: это цикл приспособления культурной общности людей и общин к новой реальности материального мира и реальности окружения других культур и, одновременно, цикл преобразования этого окружения, переделывания его под свои ценности.

 У Вас есть материал пишите нам
Copyright © 2004
Авторские права на материалы принадлежат авторам статей.
При использовании материалов сайта ссылка на ss.xsp.ru обязательна!
По всем вопросам пишите нам admin@xsp.ru