К содержанию Виктор Феллер
Предположение о структуре истории
Исторические циклы
История циклична, это
практически является "общим местом", и не важно,
замкнутый круг или спираль - та и другая модели
слишком просты, чтобы с их помощью выйти за
пределы здравого смысла: суждений типа "история
повторяется" и "все течет, все изменяется".
Но цикличность Истории
имеет не в основном повторяющийся, а тем более
замкнутый и возвращающийся "на круги своя"
характер, а характер "сезонный",
характеризующийся подъемами и спадами
активности, периодами интеграции и
дезинтеграции. Общий вектор Истории устремлен
вверх, но само движение имеет волнообразный
характер.
Здесь я не буду
углубляться в обоснование, предлагаемых ниже,
схем, т.к. считаю, что лучшим доказательством или
опровержением станут сами исторические описания
с использованием предложенных схем.
Возьмем в качестве
"атома" исторических циклов трехлетний период
(хотя можно и девять месяцев - время развития
плода в организме матери), затем умножением на
четыре будем получать циклы. Двенадцатилетний
(назовем его "микроциклом"), сорокавосьмилетний
(назовем его "малым"), стодевяностодвухлетний
(назовем его "средним"),
семьсотшестьдесятвосьмилетний (назовем его
"большим"). Возможно, существуют и более длинные
исторические циклы, но остановимся на 768 летнем,
как на самом большом.
В пределах каждого
последующего цикла существует четыре
предыдущих, которые, как будет видно в ходе
дальнейшего изложения, удобно назвать по
временам года "лето", "осень", "зима",
"весна". В этом есть определенный смысл.
Цикл (любой цикл)
графически можно представить в виде синусоиды в
графике, ось ординат которой будет измерять
такое пока темное понятие как "совокупная
духовная сила культурной общности людей", а ось
абсцисс - время.
Совокупная духовная
сила культурной общности, а точнее, сверхобщины
людей, которую для краткости будем называть
"силой национального духа", "национальным
духом", "национальной идеей" и т.д. в этом же
роде, не является чем-то мистическим. Она зависит
от того, насколько целеустремленно люди
действуют во всех значимых ситуациях жизни,
насколько их разнородные цели интегрированы с
общей национальной целью и, соответственно (как
следствие), между собой, наконец, насколько
национальные цели адекватны материальному
базису и внешнему окружению. Если все это увязано
в единую систему, то "культурная общность"
(нация, страна) движется к могуществу и богатству.
Если существуют диссонансы, то появляются
пробуксовки. Если диссонансы превращаются в
разлад, то нации теряют лицо, теряют
независимость или гибнут.
Другое предположение:
нации развиваются идеалистически, то есть,
сначала возникает идея (лучше сказать
откровение), эта идея появляется в головах, в
подсознании немногих групп людей, но в силу своей
своевременности, востребованности, она быстро
находит понимание в широких слоях образованной
элиты. Начинается быстрая выработка норм и
ценностей, отладка и доводка прежних ценностей,
и, как результат, возникает новый вариант
национального духа, вариант не умозрительный, а
конкретный, не только идеологический, а тем более
словесный, но и пронизывающий всю символику
поведения, использующий невербальные и
символические средства информации. Затем эти
формы проникают в самые широкие массы населения,
обрастают бытовыми подробностями, верованиями,
мифами, и непосредственно влияют на поведение
масс людей. Потом приводят к столкновениям с
отжившими представлениями, побеждают их через
культурные, социальные, экономические и
политические реформы. Потом сами закосневают и
становятся постепенно теми самыми отжившими
представлениями, которые начинают разрушать
материальный базис общества и его духовную
общность. Наконец, наступает "зима" и народ, в
лице его "лучших представителей", начинает
мучительный поиск новых идей, новой синкретики
традиций и современности.
Еще одно предположение:
площадь на графике достаточно точно отражает
зависимость "материальной" мощи культуры
(народа, страны) от состояния самого
национального духа. "Летом" и "осенью" мощь
прибывает, а "зимой" и "весной" убывает. Но
"летом" идет усиление прироста "материальной"
мощи, а "осенью" - снижение (т.е. перелом во
второй производной), "зимой" - быстрое и
ускоряющееся снижение, а "весной" снижение мощи
замедляется, вплоть до перехода к стадии роста.
Под "материальной"
мощью духовной общности (т.е. материальной в
кавычках) понимается не непосредственно
материальное богатство и военная мощь, а
продуманность и сложность "интеллектуальной
собственности" - политических, юридических,
экономических, социальных систем, в общем того,
что в марксизме называется производственными и
надстроечными отношениями. Другими словами, это
способность экономических систем производить
материальное богатство, социальных -
распределять созданное богатство, а
политических - производить государственную
мощь, в т.ч. и военную. Отдельно я бы рассматривал
искусство и религию. Искусство, как правило,
подводит итог "весенне-летнего" периода.
Расцвет искусства происходит "осенью", а
религия, как правило, идет впереди, открывая
новую формулу национального духа "зимой". Но
это уже "тонкости", по тексту далее будет
понятно о чем речь.
Тот же график можно
использовать при объяснении "среднего",
"малого" и "микроциклов", но значения
"сезонов" здесь будут иными.
|