К содержанию Виктор Феллер
Предположение о структуре истории
Община и
исторические циклы
История народов в этой
книге рассматривается через призму следующих
предположений:
-
люди, как большие группы, могут
постигать суть вещей, консолидироваться и
добиваться успеха двумя способами: традиционным
(общинным) и новым (общностно-общественным).
Общинный способ
постижения и консолидации - это определенное
ритуальное действо, вводящее людей в
определенное состояние (можно сказать - в транс),
в результате которого происходит как бы слияние
подсознаний в единое целое, происходит
"актуализация богов" и акт "откровения". Таким
способом люди создают и воспроизводят базовые
религиозные (мифологические) ценности и системы,
правильно отвечающие на все вопросы бытия.
Индивидуализм
(общностно-общественный способ) достигает
ответов через оперирование абстрактными
понятиями, через анализ опыта и синтез
опытно-практических, философских, научных,
идеологических систем. Консолидации здесь люди
достигают посредством объединения в общности и
общества. Люди, объединенные идеологическими,
научными, философскими системами и взглядами,
составляют общности. Люди, объединенные делами,
интересами, иерархиями, составляют общества.
Общинный способ,
существующий сотни тысяч лет, в последние
тысячелетия оттесняется индивидуалистичным, но
по-прежнему занимает более важное место во всей
жизни человечества и народов.
-
цикл жизни конкретной
суперобщины, будь то народ, Церковь, другой
достаточно изолированной и самостоятельной
общины, объединяющей большие группы людей,
составляет 768 лет (3х4х4х4х4). После этого община
(суперобщина) умирает или переживает
реинкарнацию.
-
религия является рациональной
системой, способом существования и развития
такой сверхобщины. Основной догмат является
теологическим ключом к религиозному восприятию
мира, системой сверхавторитетов, обеспечивающей
"пристегивание" своенравного индивидуализма к
общинному восприятию жизни.
-
общинное "Я" является не менее
реальным, чем индивидуальное "Я", оно действует,
мыслит и существует независимо от наших
индивидуальных "Я", без спроса "залезая" в
индивидуальное подсознание людей и распоряжаясь
им по своему усмотрению во время религиозных и
иных общинных ритуалов, это и есть Бог. Поэтому
Бог - это реальность, но Бог не на небе, а в наших
подкорках, его руки и ноги - это наши руки и ноги.
Бога нет вне человеческого рода, если речь идет о
Боге Библии.
-
никто не знает и не может
предсказать будущее более достоверно, чем
суперобщина, но и она не в силах увидеть будущее
дальше чем на 700 лет. Люди, умеющие черпать
информацию от общинного "Я" (от Бога), как
Нострадамус, могут достаточно точно предсказать
основные исторические тенденции и даже события
на 400-600 лет вперед. Такие люди создают "видение",
т.е. могут рассмотреть будущее как сквозь мутное
стекло, в отличие от непосредственного и точного
предвидения Бога-Общины.
-
история страны и народа
рассматривается как история ее (его) Духа,
который является реальным "Я" общинного
сознания основного народа данной страны и
который переживает периоды своего рождения
("смерти - рождения" или реинкарнации);
развития и распространения среди людей -
представителей этого народа; превращения в
стройную систему общественных отношений;
старения и деградации с тем, чтобы умереть и
потом вновь возродиться.
На что может
претендовать эта теория (не эта книга, а сама
теория в процессе своего развития)?
-
На создание научной теории
религий и истории народов, на научное
обоснование совершенно необходимой и уникальной
роли религии и мифологии в жизни человечества.
-
На создание практической теории,
которая заменит ныне доминирующий
экстраполятивный взгляд на историю: "стало
лучше, а будет еще лучше".
Что получилось?
Был проведен анализ
истории шести стран:
-
история России последних
столетий рассматривается как история развития
трех базовых ценностей: приспособления
(терпения), воли и строгого царя, а религиозная
суть "русской идеи" - это далекий Бог-Отец и
блуждающий между Богом и дьяволом Христос.
Будущее видится в приземлении, "китаизации"
Бога-Отца.
-
история Германии последних
столетий рассматривается как история основной
протестантской нации, впервые "задвинувшей"
Бога-Отца за Бога-Сына и сделавшей труд
действительным мерилом всех вещей. Ближайшее
будущее Германии представляется
неблагоприятным.
-
история Франции последних
столетий рассматривается как история культуры,
имеющей практически равные и автономные
сверхавторитеты Бога-Отца и Бога-Сына и потому
похожая на историю куртизанки. В будущем
хотелось бы увидеть возрождение ныне несколько
закисшего "легкого", "циничного",
"раблезианского" французского духа.
-
история США рассматривается как
история двойного торжества индивидуализма.
Ближайшее будущее благоприятно, но Америке
грозит опасность "испортить свой характер".
-
история Италии рассматривается
со времен Древнего Рима. Игривый французский
католицизм здесь "не прошел". Итальянец не стал
ни "экономическим человеком", как немец, ни
"политическим человеком", как француз, он стал
частью семейной и клановой общины. Впереди -
взлет Италии на европейской небосклоне.
-
история Китая рассматривается,
начиная с Конфуция. Китай последовательно рос от
семейной общины к общине сельской, затем к
провинциальной. Впереди - мощный взлет и
экспансия Китая на евразийском материке.
В дальнейшем
хотелось бы рассмотреть через призму этой теории
историю таких интересных стран, как
Великобритания, Индия, Испания, Греция, Иран,
Япония, Турция, Египет, а также историю мировых
религий.
|