К содержанию Виктор Феллер
Предположение о структуре истории
Выводы
Общеметодологические:
Схема, предложенная
в начале исследования, будучи примененной к
истории нескольких стран, кажется довольно
убедительной. Но не уверен, что это и есть
универсальный закон Истории. Он может быть
таковым, но представленных "доказательств",
безусловно, недостаточно. Уверенно можно сказать
лишь о том, что такого рода исследование
позволяет по-новому взглянуть на прошлое и
является инструментом для прогнозирования
будущего. Здесь предлагается если не "закон
Истории", то хотя бы полезная методология для
исследования истории и прогнозирования
будущего.
При достаточном
"погружении" у исследователя действительно
возникает ощущение ритма Истории, и не так важно,
ритм ли это самой Истории или только лишь ритм
исследования.
Можно предложить и
другие схемы (их, наверное, предложено множество,
но я, к сожалению или к счастью, об этом не имею
информации). Например, цикл, в котором "атомом"
являются не три года, а одни сутки. Посмотрим: от 1
суток до 4-х, от 4-х до 16-ти, от 16-ти до 64-х, от 64-х до
256-ти, от 256-ти до 1024-х и т.д. Между прочим, 1024 суток
это 2,8 года, далее не 12 лет, а 11,2 года, следующий
("малый") не 48 летний, а 44,9 летний; следующий
("средний") не 192 летний, а 179,5 летний, следующий
("большой") не 762 летний, а 718 летний. Довольно
близко. Тогда вместо "сезонных" названий более
уместными станут "суточные": "утро", "день",
"вечер", "ночь". Может быть, реальный цикл
жизни национального духа лежит в пределах между
718 и 762 годами, между "резонансными точками"
суточного и годового циклов. Это усложняет
теорию, но, может быть, делает ее более точной.
Кстати, немаловажно то, что в этом случае периоды
сдвинутся, что дает возможность проверить
гипотезы 762-летнего или 718-летнего циклов.
И все-таки, История
циклична ("и все-таки она вертится!"). И все-таки,
этот самый Дух Нации существует. С
материалистической точки зрения это некое
"квантовое состояние" "коллективного
бессознательного" некоей общины, жестко
определяющее структуру базовых отношений
индивидуальных "под-Я" и "под-Я" самой общины,
а также отношение общинного "под-Я" к
материальному миру и своему собственному
прошлому.
Такой общиной в основе
своей (можно сказать суперобщинной) является
любая нация.
В определенные периоды
истории (мы предположили, что это "средняя весна
большой зимы") происходит
самоперепрограммирование суперобщины, которая
переходит в новое "квантовое состояние",
соответствующее накопленному опыту предыдущего
развития и соответствующее ее "прогнозу" на
следующие 600-700 лет. Прогноз производится общиной
во время такого "квантового перехода".
Каким образом
происходит это действо? Думаю, что вполне
материально. В местах собрания больших (и не
обязательно больших) групп людей во время
религиозных церемоний, празднеств, может быть,
частично такая работа производится и во время
каких-то общественных событий, где действует
"закон толпы" (например, на Афинской агоре).
Потом это "квантовое состояние" передается и
другим членам суперобщины, оно "заразно" для
людей одной культуры. Передается так же, как и
создается - во время общинных действ.
Именно религиозный
ритуал создает и затем воспроизводит это
"квантовое состояние", является способом
"вызывания духов", способом актуализации
общинного "под-Я". Поэтому любые изменения в
ритуале очень болезненны и вызывают
кардинальное изменение национального или
национально-религиозного духа и церковный
раскол.
Не менее ритуала важен
догмат, как ключ, которым разум "открывает
двери" в подсознание. В Основном Догмате, т.е. в
сверхавторитете и построенной на его основе
религиозной системе - зона действия уже не
коллективного "под-Я", а коллективного "Я", -
коллективного сознательного.
Поэтому религия
является высшим проявлением национального,
общинного духа. Именно она связывает
коллективное подсознание с коллективным
сознанием, коллективное подсознание с
индивидуальным подсознанием, причем на
национальном уровне. Но религия никогда не
объяснит материальный мир как объективную
реальность. Это уже задача науки.
Футуристические:
Что будет
определять основную интригу мирового развития в
XXI-XXII веках? В XXI веке развернется борьба за
мировую гегемонию между Китаем и США. Здесь надо
учитывать не только "летний" фактор в новой
истории Китая, но и само количество носителей
обновленного китайского духа. Но подспудно будет
усиливаться и другой процесс - процесс
ослабления государственных начал. Процесс
ослабления общностных начал (партий, идеологий) и
процесс усиления начал общинно-клановых и
общинно-мафиозных. Возникнут некие
"виртуальные" государства, у которых будет
почти все, что сейчас есть у реальных государств,
в том числе финансы, силовые структуры. Эта
тенденция постепенно преобразует соперничество
между США и Китаем - с внешнеполитического оно
станет внутриполитическим, причем китайские
триады одно время приобретут большой вес и
влияние в открытой системе США. В Европе
произойдут также разительные перемены. В конце XXI
века доминировать будут не немецкие
промышленно-банковские круги, а итальянские и
испанские кланы, причем новая испанская конкиста
будет опираться и на мощь Латинской Америки -
растущей "головной боли" для США. Россия будет
слаба и большая ее часть будет находиться под
китайским влиянием, меньшая - под индийским и
европейским влиянием. Об Индии - ключевой стране
в Евразии, пока ничего сказать не могу,
предполагаю только, что очень много индийцев в
это время расселится по всему миру. В Африке,
по-видимому, произойдет очень конфликтное и
кровавое объединение. Арабские страны переживут
нынешний жестокий "весенний" период
возрождения ислама и в борьбе против гегемонии
Китая к концу века создадут очень сильную
культуру, а, возможно, и сильное арабское
государство.
В XXII веке
государственная идея, по-видимому, начнет
возвращаться, хотя именно на XXII век придется
расцвет "кланового начала". Возможно, именно
это позволит избежать ядерной войны, т.к. ядерная
бомба и, вообще, военная сила практически
бесполезна в борьбе против "виртуальных"
государств. Возможно, через распад национальных
государств и виртуализацию мир действительно
сможет объединиться в единое политическое целое,
но уже в XXIII-XXIV веках.
Но не только кланы и
мафии будут усиливать власть над людьми,
оттесняя правительства, партии и идеологии.
Начнется новое возвышение религий, религиозных
общинных систем: сект, орденов, церквей, которые
теперь будут претендовать на объединение мира в
теократическое государство (в XXII веке арабы, в XXIII
веке католики). Причем, в XXI-XXIII веках
необыкновенное развитие получат "арабизмы" -
исламские религиозные начала, отрицающие право
личности на "самоопределение", а христианство,
именно как религия Христа, а не Бога-Отца, будет
находиться во внутреннем упадке. Причина: обе
религии находятся точно в противофазе -
христианство начинается со смерти Христа в
начале I века (начало "большой весны"), а ислам -
с победного шествия по миру в начале VII века
(начало "большого лета").
|