К содержанию Виктор Феллер
Предположение о структуре истории
История и будущее Китая
Теперь посмотрим на
Азию. Может быть, у европейских наций свои особые
законы, которые не распространяются на Азию, тем
более, на далекий от Европы Китай? Давайте
посмотрим.
Рассмотрим историю
Китая начиная с Конфуция (551-479 годы до н.э.),
предположив, что его деятельность как раз и
проходила в период "весны большой зимы". Значит,
"весна большой зимы" началась с 520 года до н.э. и
закончилась в 472 году до н.э. Отсюда построим
китайскую периодизацию:
I цикл: |
(-280) |
большое
лето |
(-88) |
большая
осень |
104 |
большая
зима |
296 |
большая
весна |
488 |
II цикл: |
488 |
большое
лето |
680 |
большая
осень |
872 |
большая
зима |
1064 |
большая
весна |
1256 |
III цикл: |
1256 |
большое
лето |
1448 |
большая
осень |
1640 |
большая
зима |
1832 |
большая
весна |
2024 |
Конфуций создал
учение, в основе которого была сыновняя
почтительность и любовь родителей к детям.
Конфуцианством освящена семейная община, здесь
вместо Бога - традиция, вместо веры - рациональный
принцип, который, впрочем, перерос в веру, в
полноценную религию. Власть в государстве
производна от власти в семье. В основе основ
китайской культуры конфуцианского толка
"семейная община", общество строится снизу, от
семьи - к деревне; от деревни - к провинции, от
провинции - к империи. Высший приоритет - за
малой (меньшей) общиной.
Неслучайно императоры
первое время преследовали его учение. Но во II
веке до н.э. конфуцианство стало государственной
религией.
В 255 году до н.э. Китай
стал единым. После периода борьбы в 202 году до н.э.
страна вновь была объединена, но до середины II
века шла борьба между аристократией и
императором, которая, наконец, завершилась
утверждением прочной власти при императоре У-Ди
(в 140-87 годах до н.э.). Это как раз совпадает с
периодом "средней весны большого лета", т.е.
периодом наибольшего расцвета страны, именно
духовно-материальных ее составляющих. Начался и
расцвет науки и искусства: Сыма Цань и другие.
В период наиболее
жесткой "осени-зимы" и "двойной зимы" (152-248)
происходит великое "восстание желтых повязок"
и другие восстания, междоусобная борьба и
страшные вторжения кочевников сюнну. На
"священный" период формирования национального
духа (248-296) приходится, так называемое,
Троецарствие. В этот период была проведена
реформа формирования госаппарата, был введен
строгий отбор и квалификация чиновников,
"деревенские категории". Если раньше
государство строилось сверху, (а общество
"хотело" снизу), то теперь к делу строительства
госаппарата подключили тот самый приоритетный
"низ". "Деревенская категория" была своего
рода аттестацией чиновников жителями округи. Это
было фактическое закрепление второго по
значению морального авторитета после семьи -
авторитета местной общины.
Дальнейшие периоды
истории Китая пропущу, обращу лишь внимание на
то, что "летний" Китай быстро справился, в
отличие от "зимней" России, с последствиями
монгольского вторжения и, в отличие от
большинства других стран, не был предан
монгольскому огню. Думаю, что это не случайно, а
причина того в особом очаровании и силе "летней
культуры". Обращу также внимание на то, что
"зимне-весенний" период (1928-1976 годов) это период
революций, в том числе маоистской, а период 1976-2024
годов должен стать периодом формирования
"материальной" составляющей национального
духа и мы уже стали свидетелями этого. В
дальнейшем, в XXI-XXII веках "летний Китай" будет
претендовать на евразийское, и, даже, мировое,
господство. Это естественно для восходящей
"летней культуры".
|