К содержанию Виктор Феллер
Предположение о структуре истории
История и будущее Италии
История Италии древнее
истории других европейских стран, кроме Греции,
она начинается с Древнего Рима.
I цикл: |
(-299) |
большое
лето |
(-107) |
большая
осень |
85 |
большая
зима |
277 |
большая
весна |
469 |
II цикл: |
469 |
большое
лето |
661 |
большая
осень |
853 |
большая
зима |
1045 |
большая
весна |
1237 |
III цикл: |
1237 |
большое
лето |
1429 |
большая
осень |
1621 |
большая
зима |
1813 |
большая
весна |
2005 |
В 501-301 годах до
н.э. ("большая весна") происходит становление
аристократической Римской республики, борьба
между патрициями и плебеями, обеспечившая
демократизацию общества, становление
гражданской общины Рима и начало
колонизаторской политики, завоевание
значительной части территории Италии. Рим стал
главой среди итальянских (италийских) городов. В
"среднюю зиму" этого периода Рим выдержал
нашествие галлов и опустошение.
В 299-117 годах до н.э. -
(период "большого лета" Римской республики)
произошло сначала присоединение Сицилии, потом
Сардинии и Корсики, севера Италии, была
обеспечена победа в пунических войнах. Правда,
победы во второй (войне с Ганнибалом) Рим добился
ценой огромных жертв, будучи сам на краю гибели
("средняя зима"). Затем Рим быстро распространил
свою власть в Италии и в 160-140 годах до н.э. покорил
Македонию и Грецию, а затем присоединил
значительные части Азии и Африки. Во второй
половине периода началась эллинизация Римской
республики, прежде всего, ее знати, но и народа
тоже. К концу периода это вызвало яростную борьбу
сторонников общинных римских устоев против
греческого индивидуализма. Именно в это время
братья Гракхи пытались восстановить потерянные
плебсом права.
Новый период 117 до н.э. -85
годов начинается с правления Мария и Суллы,
"опробовавших" фактически имперскую идею. В 89
году до н.э. все итальянцы получили римское
гражданство, произошла полная романизация
Италии. Начало периода ("лето") закончилось
возвышением Цезаря, начался расцвет искусств (в
правление Августа). Последние десятилетия
периода были бурными - правление Нерона,
подавление восстаний в Галлии, Иудее, Испании,
Африке. Императором впервые стал незнатный
римлянин (Веспасиан).
В период "зимы" 85-277
годов фактическая власть в Империи перешла к
выходцам из провинций, римляне начали быстро
растворяться в море покоренных народов. В период
"средней зимы" начался хаос, гражданская война
между разными армиями, (период так называемых
"солдатских императоров"). Исчезло равноправие
граждан, которые разделились теперь на
благородных и низких, была разрешена самопродажа
граждан. К 250 году кризис достиг кульминации,
большая часть провинций была опустошена, у
границ империи стояли племена готов, франков,
мавров, сарматов. Император Валериан в 260 году
попал в плен к персам (позор, который прежде Рим
не знал).
Но после 280 года
(наступила "большая весна") Империя
восстановила свою силу и единство. Смею
утверждать, что именно в 229-277 годах элита
романизированных народов Римской империи и
обратилась к христианству, найдя в нем ответы на
основные вопросы. Бог-Отец должен был
символизировать общинное соединение всех людей
Империи, а Бог-Сын стал Богом-человеком, своими
страданиями искупившим грехи людей.
Индивидуализм, чье бурное развитие завело
римскую культуру в тупик, ставится в жесткую
зависимость от общины, но не изгоняется (!),
человек - от централизованного государства, а
свобода совести была жестко ограничена религией,
имеющей не личностный, а ритуально-общинный
характер. В 312 году христианство становится
официальной религией. По сути, римский
национальный дух, ставший во время "большого
цикла" общеитальянским в это время стал
итальянско-христианским, католическим духом и в
дальнейшем (в 469-1237 годах) развивался не как
национально-религиозный, а как
религиозно-национальный дух. Этот второй цикл
развития "римского духа" и был собственно духом
"темного средневековья", когда индивидуализм и
все, что ему
способствует -
городская жизнь, наука и искусство, был, как бы
дезинтегрирован. Последовательнее оказался
ислам, который вообще отверг Бога-Сына, выкинув
его из догмата, и нашел способы, как сделать город
и городскую культуру безопасными для Бога, но это
уже другая история. В европейских странах
индивидуализм остался, но остался в латентной
форме., в виде признания Иисуса Христа тоже Богом,
однако в вопросе об его авторитете в последующие
века христианство разделилось на западное и
восточное.
Особый период -
"средняя весна большой зимы" - это период 997-1045
годов. Именно в это время нация "выносила
ребенка" - новую систему ценностей. Что ей
предшествовало? Почти столетие разврата на
папском престоле и большое влияние германского
императора на итальянские дела. Период
начинается папством Сильвестра II, который,
говорят, был прототипом Фауста. В этот период
было покончено с распущенностью самих пап и
начата борьба с распущенностью духовенства. От
священников начали требовать соблюдение обета
безбрачия. Папа Бенедикт VIII (1012-1024 годы) ввел в
литургию молитву "Credo", с добавлением слова
"филиокве", подчеркивающего веру в то, что
Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от
Бога-Сына. Вот оно - рождение современного
католицизма и нового римского духа! Открытие
состоялось, но сама церковная реформа началась
чуть позже, во время правления папы Льва IX (1049-1054
годы). Именно тогда произошел окончательный
раскол католицизма и православия. Но сами
реформы (григорианские реформы) были проведены в
1073-1085 годах папой Григорием VII. Основная цель этих
реформ - создание теократической империи.
Теперь попытаемся
выявить суть национальной идеи Италии,
сформулированной во второй половине X и
реализованной в первой половине XI веков. Это
тезис о том, что Дух Святой исходит от Христа тоже
(возможно, не итальянское, а испанское или
франко-германское открытие, которое положило
начало реабилитации индивидуализма и обосновало
идею новой теократической монархии, новой, но
теперь уже Священной, Римской империи). Зерно,
брошеное в благодатную почву Италии, и почву
тесно связанных с ней стран - Франции и Германии,
вскоре взошло. Его плодами стала вся новая
история, и не только Европы. Не буду описывать
этот третий цикл итальянской истории, скажу лишь,
что на 1429-1525 годы ("среднее лето" и "осень
большой осени") как раз и пришлась эпоха
великого Возрождения.
Италия находится на
пороге нового, четвертого "большого цикла",
который начинается в 2005 году. Ждет ли Италию
новое величие или этот сезон будет смазан, как,
возможно, оказался смазан период
новоитальянской "большой зимы", конкретно
период 1765-1813 годов? Что там произошло? Может быть,
открыта формула ныне могущественной итальянской
мафии? Скорее всего, итальянцы не сформировали в
это время какой-либо новой миссии, кроме идеи
объединения страны. В конце концов, зачем
выдумывать новые формулы, если прежние работают?
Впрочем, современные итальянцы чем-то явно
отличаются от их исторических образов XV-XVI веков.
Чем же? Мы говорили о французах, которые в лице
Христа создали второй моральный авторитет. Не то
же сделали итальянцы? Да то же, но все же Бог
итальянцев - это, прежде всего, Бог-Отец.
Итальянцы являются более общинным народом, чем
французы, в схеме "общинность-индивидуализм"
они стоят как бы между французами и русскими.
Общности (партии, идеи) имеют для них меньшее
значение. Может быть, даже католики-итальянцы
ближе по духу к православным русским, чем к
католикам-французам. Ведь свой третий "большой
цикл" развития они начинали с едва уловимой
разницы в Догматах между итальянским (ранним)
католицизмом и православием. У итальянцев нет
комплекса любви-ненависти к своему государству,
как у русских. Сила итальянской мафии - это сила
итальянской общины, сила семейного бизнеса - сила
общины, общинного духа, "натренированного" в
католических церквях. Итальянцы не создали
"экономического человека", как немцы,
англичане, американцы, но они не создали и
"политического человека" как французы;
возможно, они создали "экономическую" и
"политическую семейную общину", как китайцы.
Свидетельство тому - агрессивный семейный
бизнес итальянцев (как подтверждение
"экономичности" итальянцев), мафия (как
подтверждение их общинной "политичности").
Итальянцы работают хуже (вернее, менее успешно,
менее производительно) англичан, американцев,
немцев. Итальянцы не создают сильное государство
и партии, как французы. Но они создают хороший
семейный бизнес и могущественные преступные
кланы (мафия, "Коза Ностра") для защиты и
продвижения своих интересов. Не будущая ли это
формула успеха в обществе, когда границы
стираются, партии бюрократизируются, а
индивидуальные таланты включаются в сложнейшие
производственные и распределительные системы?
Может быть, на смену государствам идет мафия?
Значит я был не прав, Италия не "проморгала"
свой шанс в конце XVIII века, а "запустила в
производство" именно те механизмы, что дадут ей
серьезные преимущества в XXI-XXII веках.
В любом случае, "летний
период" в римской (итальянской) истории скоро
наступит, люди XXI-XXII веков явятся свидетелями
удивительной трансформации, которая произойдет
в Европе, когда центр силы и могущества перейдет
к Италии и Испании. Франция "потеряется", а
Германия будет оттеснена на обочину.
|