К содержанию Виктор Феллер
Предположение о структуре истории
Введение
На основе предложенной
автором "сезонной теории" Истории в статье
прослеживаются основные события больших
периодов истории шести крупных стран: России,
Германии, США, Франции, Италии и Китая.
Отталкиваясь от истории
этих стран, автор также пытается заглянуть в их
будущее на 100-200 лет. В основе этой, на первый
взгляд очень "смелой", теории лежат
фундаментальные научные работы Л.Леви-Брюля, Ф.
Тенниса и К.Г. Юнга и еще более фундаментальные
труды отцов Церкви. Но автор не ставил своей
задачей скрупулезное обоснование этой теории
идеями великих умов науки и религии, а избрал
путь "отталкивания и воспарения" с сохранением
чувства основы, которое - в представлении о
религиозной общинной основе любой нации, имеющей
свой код, состоящий из трех базовых ценностей.
Именно эти ценности, по мысли автора,
программируют историю и культуру нации на 600-700
лет вперед.
Я заранее прошу
прощения за некоторые полемические выпады,
которые могут обидеть чьи-то национальные и
религиозные чувства. Редактируя текст, я не
пытался "гасить" острые фразы, которые казались
мне уместными в процессе первоначальной работы
над текстом. Поскольку объектом этого
исследования было массовое сознание народа, в
общем острое, часто циничное, в выражениях
смелое, я надеюсь на понимание того факта, что
есть идеал, но есть и восприятие этого идеала в
массовом сознании, и это разные вещи. Например,
говоря о том, что русский Христос
"путешествует" между Богом и дьяволом, я имею в
виду только то, что в нравственном сознании
многих русских людей особым образом совмещаются
как святость, так и зверство. Это не мое открытие.
Это открытие русской религиозно-философской
мысли начала XX века. Говоря об этом, я не имею в
виду нравственность глубоко религиозных русских
людей, для которых Христос действительно
находится рядом с Богом-Отцом.
Предположения, развитые
здесь, возникли не только на основе идей К.Г. Юнга,
Ф. Тенниса и Л. Леви-Брюля, которые открыли
огромный пласт мифологического (общинного,
пралогического) сознания, но и на основе
литературного творчества М.А. Шолохова,
создавшего великие образы мифологического
сознания прежде всего самой поэтикой языка
своего великого романа. Такие "эффекты"
непереводимы, поэтому для русского автора
художественным первооткрывателем мифологии
стал именно русский классик, а не столь же
могучие национальные гении - Шекспир, Абай,
Сервантес или Рабле.
|