ВЫСТУПЛЕНИЯ
В.С. Васильев
Циклична ли глобализация?
Представленный доклад,
являющийся также 7-ой главой только что
вышедшей монографии уважаемого Эдуарда
Арсеньевича1, с моей точки зрения, представляет
своеобразный <шведский стол> данных и
концепций, из которых каждый член нашего
клуба может выбрать <по своему вкусу>
облюбованную им концепцию для дальнейшего
аналитического развития или критики, что в
полной мере продемонстрировали в своих
выступлениях оппоненты. Основная
методологическая проблема, поставленная в
докладе в неявной форме, сводится к тому,
чтобы применить принципы циклического и
ритмического подходов, которыми
характеризуется ход мировой истории и
которые развивает автор, к современным
процессам глобализации. В этом плане, как
мне представляется, проблема выглядит не
столь просто и однозначно, как можно
подумать на первый взгляд.
Показательно,
что даже хорошо <работавшие> в ХХ в. циклы
солнечной активности, сформулированные еще
в начале прошлого века А.Л. Чижевским, в их
корреляционной или причинно-следственной
связи с всемирной военно-политической
активностью человечества и экономическими
циклами2, вызвали в рядах членов нашего клуба немало
сомнений, что является конкретным
подтверждением тезиса о том, что в
современном мышлении обществоведов
проблема циклов и цикличности
воспринимается достаточно механистически
и упрощенно, иногда просто на грани <знакомства>
с соответствующими концепциями, а не в
качестве <полевого> инструмента
исследования и прогнозирования хода
конкретных политических, социальных и
экономических процессов, в том числе и в
глобальном масштабе.
О циклах солнечной активности, или небольшой экскурс в эзотерику
Положительной
стороной подхода, развиваемого Э.А.
Азроянцем, является привлечение данных
эзотерического подхода к рассмотрению хода
исторических процессов, в их связи, в
частности, с календарем зодиакального
цикла3. У физиков этот подход вызвал резкое
неприятие, поскольку с их точки зрения ход
процессов <под знаком Водолея> или <под
знаком Рыб> представляет собой не что иное,
как простую игру в <красивые слова>: они в
своих научных аргументах предпочитают
использовать лишенные <мистического>
содержания символы Х, Y и Z, ну, а склонные к <поэтике>
доктора экономических наук - знаки
Козерога или Скорпиона ( или ): кому что больше нравиться, но всерьез
считать, что замена Х на а У на субстанциально меняет специфику, <окраску> или
модальность хода исторических процессов -
это уже неоправданная дань современной
моде на действие <таинственных сил> в
исторических процессах, настолько
таинственных, что о них толком никто ничего
не знает. Короче, одни <очерки тайноведения>,
а не серьезное научное исследование.
Важным <спасительным> ходом в попытках определения роли влияния
космических факторов на ход исторических
процессов является использование метода
корреляционных связей циклов солнечной
активности с событиями политического и
социально-экономического планов. Общий
смысл методологии, предложенной А.Л.
Чижевским, по сути состоял в том, что в
период максимума солнечной активности
следует ожидать катастрофических событий и
<революционных потрясений> на бытийном
плане. В начале 1930-х годов он не мог не
обратить внимание на прямую корреляционную
связь солнечной активности с французскими
революциями XVIII-XIX вв., которая затем
трансформировалась в связь пиков солнечной
активности в 1906 и 1917 гг. с русскими
революциями 1905-1907 годов и революцией 1917 г.4.
В конце концов было
неважно, действительно ли циклическая
деятельность Солнца генерировала <нервно-психические
эпидемии> на Земле, как считал великий
русский космист и мыслитель, или же они
объяснялись вполне <земными>, но
достаточно сложными механизмами,
имманентно присущими динамике современных
политических и социально-экономических
процессов: важно было просто знать, что пики
солнечной активности сопровождаются
серьезными катаклизмами макросоциального
плана, к которым, соответственно,
необходимо готовиться или которые
необходимо учитывать.
Попутно следует
отметить, что первоначальный диагноз А.Л.
Чижевского блестяще подтвердился в 1989-1991 гг.,
на которые пришлись два <минипика>
солнечной активности XXII солнечного цикла, в
течение которых в СССР и других
социалистических странах Восточной Европы
происходили <бархатные> либерально-демократические
революции, которые, как известно,
окончились изменениями глобальной
расстановки геополитических сил -
распадом СССР и мирового социалистического
сотрудничества. Оглядываясь назад, можно
отметить, что <перестройка, гласность,
новое мышление и обновление социализма> -
краеугольные понятия горбачевской
революции - были действительно
психическими наваждениями, своего рода
умственным расстройством значительной
части советского общества, в особенности ее
интеллигенции и интеллектуальной элиты,
которая и сегодня - в начале XXI века - по
существу, с трудом может объяснить
происшедшее в СССР на рубеже 80-90-х годов. И
соответствующий вердикт (или социальная
диагностика) А.Л. Чижевского выглядит
необычайно современно и точно: <Вся
общественная жизнь человеческих
коллективов протекает под знаком массовых
психозов и массовых психопатий. Чем
интенсивнее бьет ключ общественной жизни,
чем чаще и глубже охватывают ее
коллективные безумия. Лишь в редкие эпохи
депрессий отдельные группировки
человечества освобождаются на краткий срок
из-под власти той или иной идеи, и каждый
член ее начинает мыслить более или менее
самостоятельно. Но в такие-то эпохи
рождаются "новые идеи", которые служат
источником новых последующих психических
или психопатических эпидемий. Одна
психическая эпидемия заменяет другую. И так
длится без конца!>5.
Этот же диагноз
опять-таки блестяще подтверждается в
начале нынешнего столетия, на которое
пришелся очередной пик солнечной
активности: все человечество и политическую элиту промышленно
развитых стран охватил абсолютно
иррациональный глобальный психоз <борьбы с
международным терроризмом>, который
протекает уже почти в клинических формах, в
том числе и в России, несмотря на тот факт,
что <твердокаменные революционеры> в свое
время были столь же реальны, как и нынешние
<террористы-камикадзе>. Можно также
сказать, что современные террористы
являются метаморфизированной во времени
формой вчерашних революционеров, что также
подтверждает первоначальный диагноз А.Л.
Чижевского о причинно-следственных связях
циклов солнечной активности с массовыми и
революционными движениями.
Формально современная
наука в настоящее время уже достаточно
твердо установила взаимосвязь между
вспышками на Солнце и геомагнитными бурями,
которые в свою очередь отрицательно влияют
на физическое и психологическое состояние
метеочувствительных людей, подверженных
сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям.
Электромагнитные излучения Солнца
напрямую воздействуют на ионосферу Земли, а
та в свою очередь - на электромагнитный
потенциал (пусть и слабый) человеческого
организма. Так что причинно-следственную
связь между циклами солнечной активности и
состоянием общества можно считать вполне
установленной современной наукой.
Несколько сложнее
обстоит дело с космическим воздействием
Вселенной или зодиакального круга, о чем
говорится в книге и докладе Э.А. Азроянца.
Могут ли звезды и зодиакальные созвездия <дальнего>
Космоса влиять на ход земной эволюции
отдельных обществ и социальных групп? На
этот вопрос современная наука в целом
ответит отрицательно. Однако обращение к
системе эзотерических знаний о человеке
может дать совершенно другой ответ.
Современная эзотерика при рассмотрении
человека и его организма оперирует 4
основными категориями: Я, астральное тело (или
оболочка), эфирное тело (или
биоэнергетическая структура) и хорошо
знакомое и даже привычное нам всем
физическое тело. Из всех этих составляющих
наиболее трудным для понимания
современного научного сознания является
категория, или понятие, <астральное тело>,
или невидимый для физических глаз <космический
скафандр>, в который облачен любой homo sapiens.
Именно этот <космический
скафандр> ответственен за взаимодействие
человеческого организма, и прежде всего его
сознания, с ближним и дальним космосом.
Наличие астральной оболочки, в частности,
отвечает за смену ритмов сна и
бодрствования в человеческом организме на
протяжении суток, хотя большая часть людей,
в том числе и серьезных ученых, <побольшому
счету> никогда не задумывается о том,
почему к вечеру нас тянет в сон, а по утрам
мы встаем, словно в нас <вмонтирован> какой-то
биологический часовой организм. И это при
всем при том, что в настоящее время выявлены
люди, которые бодрствуют непрерывно в
течение нескольких лет, не испытывая при
этом ни усталости, ни иных проявлений
дискомфорта. (В то же время так и хочется
сказать: вот так бы и нам жить - сколько
проблем в нашей жизни мы успели бы решить
при увеличении на 1/3 отпущенного нам
бюджета суточного времени.) Эзотерики
скажут нам, что именно изменения в
астральной оболочке современного человека
в конечном итоге объясняют смену культурно-цивилизационных
эпох, поскольку они ответственны за
изменения в макроритмике общественной
жизни, которые иногда могут длиться не одно
столетие.
Современная
эпоха промышленного и научно-технического
прогресса, начавшаяся в конце XV века с
открытия Америки, получившая <права
гражданства> в рамках современной
цивилизации в XIX в. и достигшая своей
зрелости на протяжении ХХ в., кульминацией
которой и явилась современная глобализация
на основе последних достижений
информационных и многих других видов
техники и технологии, в том числе
авиационно-космической, стала, как скажут
нам эзотерики, прямым следствием эволюции
нашего <астрального тела>, которое за эти
несколько веков сумело <дорасти> до
освоения космического пространства,
пилотируемых полетов на Луну и запусков
межпланетных космических станций
практически ко всем планетам нашей
Солнечной системы. Факт существования <астрального
тела> человечество открывает для себя
косвенно - через освоение космического пространства.
Вступление человечества в <эпоху Водолея>, которое Э.А.
Азроянц точно связывает с 2003 г., открывающим
новый цикл развития человечества и,
следовательно, его <астральной оболочки>,
знаменует собой, согласно взглядам
эзотериков, период, когда человечество
обнаружит во Вселенной существование не
физического космоса, безжизненного и
холодного, а духовного - космоса Духа, что и
<зашифровано> в понятии <фазы Святого Духа>6,
о которой упоминает Эдуард Арсеньевич.
Эта трансформация
тесно связана с изменением
функционирования астральной оболочки homo
sapiens, при которой она превратится в прямого
<приемника> духовных <передач> Вселенной
космического Духа. Эту трансформацию в
образной (имагинативной форме) можно
представить себе таким образом, что каждый
человек будет располагать <голографическим
радиотелескопом>, <смонтированным> на его индивидуальном астральном теле, или
своего рода телевизионным приемником,
непосредственно подключенным к системе его
головного мозга, подобно тому, как в жилище
современного человека находится телевизор
для приема электромагнитных сигналов,
несущих информацию о событиях,
происходящих в окружающемфизическом мире,
- телевизор, о котором и помыслить не мог
человек (или человечество) в XIX в. Мистика
или магия - так охарактеризовали бы <передовые>
ученые XIX столетия картины развития
технологии телевещания, если бы какой-нибудь
<пророк> начал бы им описывать свои <видения>
технологических особенностей жизни
человечества в ХХ в. А ведь именно
электронные средства массовой информации,
включая систему Интернет, прежде всего
ответственны за резкое усиление
глобализационных процессов, которые
являются предметом постоянных обсуждений
на заседаниях нашего клуба.
Смена ритмов развития
как отдельных обществ, так и всего
человечества в целом, безусловно, будет
носить катастрофические формы, тем более
если речь идет о смене циклов исторического
развития, характеризующих эпохи
продолжительностью в сотни и тысячи лет.
Они не могут не носить катастрофического
характера хотя бы по той причине, что
человечество (или отдельные общества)
настолько привыкли к прежним, устоявшимся
ритмам общественной жизни, что переход на
новые ритмы будет равнозначен для него
переходу, допустим, с русского языка на
китайский, да еще в зрелом возрасте, когда
многие привычки являются <консервативными>,
обусловленными действием
психофизиологических факторов. И,
собственно говоря, неважно, по каким
причинам произойдет сдвиг - <от лукавого>
или от <изменений в функционировании
астрального тела>, но мы твердо можем быть
уверены, что наступающий 2003 год будет годом
планетарной катастрофы, а какие формы она
примет - это второй вопрос, до известной
степени второстепенный, поскольку мы все
равно не сможем предсказать ее с большой
точностью.
Но вот проверить эту
посылку работы уважаемого Эдуарда
Арсеньевича мы сможем очень быстро - ждать
осталось недолго. В этом плане расхожей
эзотерической мудростью ХХ века являлось
представление о том, что в год Змеи надо
обязательно ждать каких-то катастроф и
потрясений. <Заштатные> эзотерики смело
выстраивали, по крайней мере в СССР и России,
цепочку следующих событий, вызванных
укусом <космической Кобры>:
Ну вот, после распада
СССР все вроде бы и <устаканилось> в
мировом цивилизационном развитии: и <холодная
война> окончилась, и глобальная экономика <заработала>,
плодя один за другим <золотые миллиарды>
процветающих людей. Но Змея <осечки не дает>
- 11 сентября 2001 г. так шарахнуло по мировому
сообществу, что мало действительно не
показалось. Вот и не верь после всего этого
в эзотерику и в зодиакальные циклы! Вот вам
<вдохи и выдохи истории> - просто и <со
вкусом>.
Синхронизация природных и социальных
циклов - ключ к пониманию цивилизационных
катастроф?
С моей точки зрения, <шведский
стол> аналитических выкладок и доводов,
содержащихся в представленном докладе,
порождает две проблемы методологического
плана, имеющие самое прямое отношение к
глобалистике. Одна из них связана с
проблемой временной синхронизации циклов,
которая и предопределяет возникновение
точек бифуркации в ходе исторических
процессов как на региональном, так и
мировом уровнях. Эта проблема неявно
вытекает из представленного в работе
обширного статистического и
фактологического материала. С моей точки
зрения, автор несколько упрощенно понимает
проблему перехода от одного цикла к другому,
о котором он дословно пишет следующее: <Переход
из одного цикла в другой означает подъем на
более высокую ступень развития путем
приобретения нового качества. На этом
переходе может иметь место кризис как
характерное состояние (бифуркация),
соединяющая два цикла в непрерывный
процесс (прерывание непрерывности). В этом
месте и в это время происходит смена целей и
программ развития. Кроме того,
осуществляется переполюсовка векторов "организации"
(порядка) и "дезорганизации" (хаоса),
поскольку завершение цикла
характеризуется разрушительной
направленностью в отношении исчерпавших
себя структур и созидательной (аккумулирующей)
- в отношении социальной энергии>7.
Все последующее
изложение сводится к тому, чтобы на оси
времен(исторических) координат найти
соответствующие <стыковочные узлы>, в
котором заканчивается один цикл и
начинается другой. Однако внимательное
знакомство с представленным в работе
фактологическим материалом таких
исторических стыков в новейшее время, за
исключением наступления в 2003 г.
упоминавшейся выше <эры Водолея>, не
обнаруживает. Большая часть данных о
нарастании природных катастроф носит либо
преимущественно экспотенциальный характер
(как, например, данные о приросте глобальной
температуры воздуха за период с 1860 по 1998 гг.
- график № 18 в монографии), либо даже имеет
тенденцию к определенной стабилизации (как,
например, данные о росте количества крупных
природных катастроф в мире за 1965-1999 гг. -
график № 14 в монографии).
Графики,
характеризующие динамику внутренних и
внешних войн России, вообще ни о чем не
говорят, ибо непонятно, какой смысл несет
информация о том, что на рубеже XVIII и XIX веков Россия в среднем вела 18 войн <за
одну пятилетку>, а в течение 5 лет первой
половины 1940-х годов - всего 1 (одну), ну,
максимум, две войны (данные графика № 21 в
монографии). При составлении этого графика
исчезло, в частности, понимание того, что
понятие <война> в наше время по сравнению с
XVIII в. претерпело
фундаментальное качественное изменение: то,
что сегодня считается <войной>, тем более
мировой, раньше вполне могло сойти за
простую <разведку боем> одного воинского
соединения.
Мне лично
представляется - в данном случае я исхожу
из аналогии с мировыми экономическими
кризисами, - что <точки бифуркации> в ходе
исторических процессов возникают в тот
момент (или в тот непродолжительный период),
когда один цикл - назовем его <микроцикл>
- резонансно накладывается на другой цикл
- какой-либо большой <макроцикл>
продолжительностью в несколько сот лет, а
может быть, и большей продолжительности.
Общая концепция такого наложения наглядно
представлена на графике № 1.
Проблема
в конечном итоге упирается в правильный
выбор <референтных> циклов, а также в их
возможную увязку с природно-космическими
циклами, что в конечном итоге и
обеспечивает <переполюсовку> векторов и
осей общественного развития. В этой связи я
хотел бы напомнить, что в свое время
американские экономисты, в частности,
уделили большое внимание генезису
биржевого краха 1929 г. и последовавшей за ним
Великой депрессии. Экономический кризис 1930-х
годов явился аномальным и по глубине
падения производимого
ВВП, и по продолжительности за всю
двухвековую историю экономических
кризисов XIX и ХХ веков. Многие американские
аналитики, изучая Великую депрессию, пришли
к выводу о том, что на рубеже 1920-х и 1930-х
годов в <одной точке> произошло исчерпание
потенциала развития базы большей части
тогдашних технологий, а также таких
ключевых для США того периода сфер
экономики, как сельское хозяйство, жилищное
строительство, обрабатывающая
промышленность, что <наложилось> на
финансовый крах на Уолл-стрит, который,
возможно, и не принял бы столь
катастрофических форм, если бы он не был <резонансно>
усилен <синхронным коллапсом>
воспроизводственных циклов ключевых сфер
материального производства.
Аналогичный механизм,
возможно, действует и в ходе мировых
исторических процессов, предопределяя
смену <вдохов и выдохов истории>, однако
применительно к предмету нашего изучения -
глобалистике возникает ряд проблем
методологического плана, которые могут
быть определены следующим образом: в
какой степени глобализация вообще
совместима с циклическим развитием и в
какой степени она возможна
в нелинейном и многомерном мире?
Линейность и одномерность - важнейшие имплицитные условия современной глобализации
Широкий исторический
подход, нашедший воплощение в работе Э.А.
Азроянца, несколько стушевал как саму
проблему макроисторического циклического
развития, так и ее взаимосвязь с
современными глобализационными процессами.
<Мотором> и основным <генератором>
современной глобализации являются
Соединенные Штаты Америки, историческое и
экономическое развитие которых находится в
разительном контрасте с цивилизациями
Восточного полушария, о которых так много
говорится в докладе. Этот факт нашел четкое
отражение в работе, где, в частности,
сказано о том, что <западная культура -
единственная нетрадиционная культура в
мире>8.
К сожалению, это положение не было
конкретизировано. Автор свел его к
многочисленным социально-политическим <ересям>,
однако, строго говоря, ни фашизм, ни
коммунизм не являются продуктом западного,
тем более американского типа
цивилизационного развития; они пришли из
Германии и Италии - стран Центральной
Европы, которые всегда занимали
промежуточное положение между Западом и
Востоком, по крайней мере в том понимании этих категорий, которое было
общепринято в первой половине ХХ в.
А вот <ересь> по имени
<глобализация> действительно пришла из США,
развитие которых на протяжении последних 200
с лишним лет не носит циклического
характера, особенно в том смысле, в каком
историческая цикличность присуща развитию
большинства цивилизаций Азии, Африки и Латинской Америки.
Цикличность развития культуры и
цивилизации предполагала практически
полную потерю и исчерпаемость <качеств> и
специфики данного типа общества к концу
макроисторического цикла его развития, что
нередко сопровождается исчезновением
материальной культуры, а также
территориальными изменениями, вплоть до
лишения культуры и цивилизации
территориальной составляющей (частично или
полностью).
Можно приводить много
исторических примеров, но в работе Эдуарда
Арсеньевича указан всем нам хорошо
знакомый - история <Советской Руси>
периода 1917-1991 гг., в течение которых
сформировался, достиг вершины своего
развития (<сверхдержава № 2>) и распался
СССР. Мы все пережили большую или меньшую
часть истории СССР, катастрофа которого <была
предопределена внутренними противоречиями>9.
Но в этой связи уместно задаться вопросом: а
почему в 1930-е годы не распались США,
противоречия в развитии которых были не
меньшими, если не большими, чем в СССР,
который в середине 1980-х годов представлял
собой сравнительно благополучную страну -
гораздо более благополучную, чем США в
середине 1930-х годов?
Ответ на этот вопрос, с
моей точки зрения, следует искать в
кривизне и нелинейности, в том числе и
временной, социума, на территории которого
располагался СССР. Исторический путь СССР,
история существования которого составляет
74 года (случайно или нет, что это примерно
соответствует 10 Зодиака, прохождение
которого занимает 72 года?) можно уподобить
путешествию по <американским горкам>:
вверх с ускорением, нахождение - как в
космической невесомости - на вершине горки
и стремительный спуск вниз - так, что
голова идет кругом, с риском вывалиться из
вагончика. И этот путь непосредственно
обусловлен присущей Евразии социетальной
кривизне ее пространственно-временного
континуума. А если такая кривизна
существует, то никого <выбора пути> у
России нет и быть не может: так, короткая <передышка>
и опять на очередной вираж (и опять нация -
в <лепешку>, и опять - непомерные
перегрузки, да такие, что лопаются
социальные <барабанные перепонки>; а кое-кто
уже может сказать, что почти лопнули: <гласности
много, а слышимости - никакой>).
С такой
пространственно-временной кривизной
большей части восточного полушария никакая
глобализация невозможна, ибо последняя в
качестве неявно понимаемого обязательного
условия для своей реализации предполагает
линейность и одномерность (или, если хотите,
<плоскости> привычного нам четырехмерного
континуума, с его тремя пространственными и
одной временной составляющими). Это
представление о векторах развития линейных
и криволинейных социумов отражено на
графике № 2.
Американизированные формы
современной глобализации
имплицитнопредполагают наличие <ровных>
культурно-цивилизационных пространств и
линейно-одномерного времени. В том случае,
если основные <носители> современного
глобализационного процесса попадают в
пространственно-временной континуум,
характеризуемым свойствами случая б), то
первоначальный импульс начинает
искажаться, словно в королевстве кривых
зеркал, а при нарастании перегрузок вполне
может произойти и <слом> несущих
конструкций современной Вавилонской башни,
именуемой глобализацией.
Собственно говоря, столкновение
двух Мегасоциумов с разной линейностью и N-мерностью
и произошло 11 сентября 2001 г. Результатом
этого столкновения, как отметили, в
частности, в мае 2002 г. обозреватели
британской телерадиовещательной
корпорации BBC, отслеживающие <пульс
глобализационных процессов> в СМИ основных
мировых стран, явилось то обстоятельство,
что после <событий 11 сентября проблематика
глобализации полностью исчезла из списка
тем работы новостных служб>, хотя еще за год
до этого <глобализация была у всех на устах>.
Основная причина этих перемен
объясняется тем, что политическая и
интеллектуальная элита промышленно
развитых стран Запада осознала
определенного рода параллели между
ситуацией в мире в начале XXI в. и на рубеже
1920-х-1930-х годов. Как отметили некоторые
аналитики, <термин "глобализация" впервые
появился в 1980-х годах, но сама концепция
уходит своими корнями далеко в глубь веков,
если вспомнить о торговых империях,
созданных в свое время Испанией,
Португалией, Британией и Голландией. Многие
специалисты считают, что мир был в той же
мере глобализирован 100 лет назад, как и
сейчас, поскольку уже тогда процветали
международная торговля и миграция рабочей
силы. Но депрессия 1930-х годов положила ей
конец. Национальные государства
попрятались в свои скорлупы и панцири,
осознав, что международные рынки могут
принести с собой невообразимую бедность в
форме массовой нищеты и безработицы>.
В настоящее время, когда
мусульманский мир оказался на пороге
затяжной войны с Западом, представляемом
США и Великобританией, с абсолютно неясными
и трудно предсказуемыми последствиями для
расстановки геополитических сил, мы
вплотную подошли к тому рубежу, когда,
вероятно, сможем получить ответ на вопрос о
том, распространяется ли цикличность и на
саму глобализацию.
c В.С. Васильев, 2002
1См.: Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию?
Современные тенденции мирового развития
и политические амбиции. М., 2002. С.269-307.
2Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа
или путь к развитию? C.273-275. Недостатком этого раздела работы
является то, что ее автор не продлил
соответствующие кривые графика № 10 на
период после 1930 г. Автор данного
комментария, со своей стороны, развил и
обосновал взаимосвязь циклов солнечной
активности и экономических циклов еще в
1997 г. (см.: Васильев В.С. Магия денег: белая и черная, серая :// США -
ЭПИ. 1997. №8. С.91-94), в которой уверенно
предсказал спад в американской и мировой
экономике в начале XXI в. как результат XXIII пика солнечной активности, пришедшегося на 2000-2001 гг.
3 См.: Азроянц Э.А. Глобализация катастрофа или путь к развитию? 273.
4 См. : Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995. С. 344.
5Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. С.353.
6Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? С.276.
7Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? C.271.
8Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? С.307.
9Там же
|